
Защита прав потребителей
- Законны ли депозитарные системы в заведениях?
- Имеете ли вы право взвешивать блюда, если по вашему мнению вам принесли порцию поменьше, чем указано в меню?
- Имеете ли вы право отказаться от блюда, если оно готовится дольше того времени, которое вам указали?
- Имеете ли вы право заменить блюдо плохого качества (пересоленное, переперченное)?
Все мы ходим в какие-то рестораны, кафе, клубы. И в некоторых из них нас обязывают оплатить какой-то депозит. Например, 30 000 тенге депозит. Но я не хочу на 30 000 заказывать. Но хочу отдыхать в этом заведении. Может быть, я выпью чашку кофе и съем пирожное, которые не будут стоить 30 тысяч. Я провела опрос среди клиентов, где спрашивала, как они считают, законна ли такая практика. Конечно же, нет, это незаконно. Согласно закону о защите прав потребителей вам не могут навязывать какой-то товар или услугу на ту стоимость, которую они хотят, и то количество, которое они хотят, чтобы вы приобрели. У вас должен быть выбор – хотите вы только чашку кофе заказать или чашку кофе с пирожным, или большой банкет организовать. И вас обязать оплачивать этот депозит не имеют права. В случае, если вы с такой ситуацией сталкиваетесь и вы возмущены, вы имеете право обратиться в Общество по защите прав потребителей, вы имеете право написать жалобу на данную организацию, а также вы можете обратиться к прокурору по вопросу защита прав потребителей.
По вопросу, имеете ли вы право взвешивать какое-то блюдо, если в меню указан выход. Мы часто смотрим – шашлык, 200 граммов, салат, 300 граммов. Многим просто неудобно спросить, а кому-то хочется. Шашлык весит намного меньше, например. По закону вы имеете право на это. Многие этого не знают и когда находятся в различных заведениях, не могут об этом спросить или попросить.
Также вы можете отказаться от блюда, которое готовится дольше того времени, которое вам указали. То есть, если вам сказали, что какое-то горячее второе блюдо через 20 минут будет готово, а вы сидите уже 40 минут и блюдо не готово. Даже если задержка на 5 или 10 минут, а блюдо не готово, вы имеете право отказаться, то есть позвать официанта и сказать: я отказываюсь от заказа, встаете и уходите и не оплачиваете счет.
Если же у вас происходит такая ситуация, что блюдо, которое вам приготовили, пересоленное, переперченное, или что-то с ним не так, то защита прав потребителей в данный момент гласит, что вы имеете право требовать, чтобы вам заменили блюдо в связи с вашими претензиями.
Наблюдение за процессом приготовления пищи. Это у нас не указано в законе о защите прав потребителей, но тем не менее есть информация Комитета по защите прав потребителей (реквизиты: дата) о том, что потребитель имеет право, если он хочет, наблюдать за процессом приготовления пищи. В связи с этой информацией во многих заведениях делают кухонную комнату, где идет приготовление пищи, со стеклянными прозрачными стенами, чтобы люди могли видеть, насколько там чисто, насколько там хорошо готовят, правильно ли готовят.